Почему обучение массажу меняет ваш мир

«Когда у меня начинается депрессия, я иду учиться», – сказала мне как-то одна из моих учениц (известная тем, что её щипал за попу вице-президент Соединённых Штатов, когда был у неё на массаже). Фраза эта запала мне в душу тем, что она с очевидностью подтверждала мне мои собственные ощущения от учёбы: после каждого пройденного мной семинара я замечаю, что в состоянии моём что-то изменяется. Конечно, я не пользуюсь учёбой в качестве таблетки радости, но часто после курса я обнаруживаю, что чувствую себя на подъёме, полным жизненных сил и вдохновения. Появляются новые идеи, иногда даже происходят новые знакомства… Я начинаю подмечать в окружающем мире что-то новое, вижу вещи, на которые раньше не обращал внимания, даже привычная дорога домой расцветает новыми подробностями. Да и были ли эти вещи раньше? В какой-то момент становится непонятно, моё ли это собственное состояние поменялось или же после короткого курса изменился… сам мир вокруг. То же самое я наблюдаю и у своих студентов, обучающихся у меня телесной работе на коротких курсах: эмоциональный подъём, новые идеи, изменения привычных практик… Попахивает магией, правда?

Что до меня, то я с лёгкостью успокоился бы и на «магическом» объяснении, вроде такого: каждый успешный учебный акт производит изменение во Вселенной, она, в общем случае, становится более осмысленной и красивой по отношению к тому, кто учится. Мне даже встречался лет семь назад где-то в сети текст с подобными утверждениями. Однако я всё же воспользуюсь более рациональным объяснением, основанным на представлениях физиологии и психологии.

Наше обычное, повседневное сознание определяется привычной нам доминантой – особым устойчивым очагом возбудимости в наших нервных центрах (понятие доминанты ввёл в обиход выдающийся русский учёный-физиолог Алексей Ухтомский, в этом тексте мы говорим исключительно о высших доминантах). Так, если каждый день фотографировать в томографе активность мозга обычного человека, можно будет выделить более или менее постоянный рисунок активных областей. Эти центры кодируют не только работу мозга, но и такие проявления, как общий тонус мышц, привычные напряжения отдельных областей тела и даже выработку тех или иных гормонов. Доминанты бывают физиологическими и патологическими: первые помогают человеку сосредоточить всё своё внимание и силы на выполнении интересующей его творческой задачи, вторые обычно связаны с воздействием внешних стрессов, саморазрушающим поведением и другими проблемами. Ухтомский придавал огромное значение правильному формированию доминант. Знаменитая сегодняшняя проблема «прокрастинации», например – это не что иное, как неспособность к формированию устойчивой творческой доминанты. Проблема с патологической доминантой в том, что с ней невозможно иметь дело «в лоб», приказам она не подчиняется, уговорам тоже.

Лучший способ «погасить» патологическую, разрушительную доминанту – включить новую, продуктивную доминанту. Именно это и происходит во время любой учёбы, и особенно – в процессе обучения телесной работе. Во время такой учёбы информация попадает в мозг не только по обычным аудио-визуальным каналам: мы задействуем больший объём коры головного мозга за счёт использования медитативных и двигательных динамических техник, выключающие привычные паразитные программы мозга. Мы также используем мощные сенсорные каналы тела: тактильный и проприоцептивный (связанный с внутренними ощущениями тела и ощущениями от движений). За счёт действия зеркальных нейронов при парной телесной работе вы вновь меняем привычный способ поддержания старых доминант. Удовольствие от движения и физического контакта действует в обход привычных контуров напряжения: мы не боремся с ними, а устанавливаем новую доминанту.

Постепенно нарастает активность в ранее «молчавших» центрах центральной нервной системы, начинает меняться мышечный тонус, запускаются изменения и на уровне выработки гормонов (очевидно, уменьшается выработка кортизола, а эндорфинов становится, наоборот, больше). Меняется доминанта – меняетесь и вы, буквально, на уровне изменения веществ в вашем теле, на уровне тонуса мышц, выражения лица, дыхания…

И с этого момента мы уже можем говорить и об изменении восприятия. Что происходит с человеком, который снял привычный фильтр с мозга? Он начинает видеть мир немного по-новому: то, что раньше вызывало механическую реакцию в виде привычного каскада мыслей или эмоциональных реакций, может не вызвать никакого ответа, а значит, оставить время и энергию на произвольное действие. Именно этим можно объяснить то, что после учёбы вы иногда можете заметить что-то, на что обычно не обращали внимание.

Закрепляя новую доминанту с помощью регулярной практики телесной работы, регулярных зарядок и других видов движения, мы можем стать более счастливыми и активными, на уровне тела, души и ума.

21-22 марта приглашаю всех, кому нравится делать и получать массаж, открыть в себе новую доминанту радости на нашем курсе по Интегральному Телесно-ориентированному Процессу. Приходите, будем учиться трогать людей с удовольствием и пользой для вас и для них.

Записаться на курс.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *